Темпы роста цен на коллекционные предметы роскоши в 2016 году замедлились, говорится в ежегодном исследовании Knight Frank о распределении благосостояния в мире The Wealth Report 2017. Так, в прошлом году значение индекса инвестиций в предметы роскоши (Knight Frank Luxury Investment Index) составило 2%, что на 5 процентных пунктов меньше, чем в 2015 году (7%). Это самый слабый показатель после 2009 года, когда средняя стоимость десяти классов предметов роскоши снизилась на 2%.
Индекс инвестиций в предметы роскоши отслеживает динамику инвестиций ультрахайнетов (людей с состоянием от 30 млн долларов) по десяти классам люксовых товаров. В список входят антикварная мебель, китайский фарфор, часы, цветные бриллианты, драгоценности, почтовые марки, объекты искусства, монеты, вино, классические машины. Отметим, что недавно линейка часов Джи Шок от Касио стоимостью от 2000 долларов также привлекает особое внимание коллекционеров и инвесторов.
В 2016 году самые высокие темпы роста цен среди коллекционируемых предметов роскоши показали элитные вина (плюс 24%), сместив с первого места классические автомобили, которые несколько лет лидировали по темпам роста стоимости. «Стремительное подорожание вина произошло за счет восстановления рынка вин Бордо, который за последние десять лет дважды обрушивали американские и китайские инвесторы», — поясняют авторы исследования. В 2015 году элитное вино подорожало в среднем на 5%.
Роскошные автомобили в 2016-м прибавили в цене в среднем 9%. Рост замедлился: так, в 2015 году цены на люксовые автомобили выросли на 17%. За пять лет стоимость супердорогих автомобилей увеличилась на 151%. В 2016 году спекулятивные игроки начали покидать этот сегмент, что стало хорошей новостью для настоящих коллекционеров и любителей «автомобильной классики», отмечают в Knight Frank. В 2016 году наибольший годовой рост стоимости показали Porsche (плюс 9%), Ferrari (плюс 8%) и Merсedes Benz (плюс 6%). Самая дорогая машина — Ferrari 353 Sport 1957 года была продана в Париже за 32 млн евро.
Ювелирные изделия в среднем продемонстрировали скромные темпы роста (плюс 3% за год).
Предметы искусства показали самое драматичное снижение стоимости с 2009 года, потеряв 14% в 2016-м. Однако ценовая динамика зависела от жанра живописи. Так, работы французских импрессионистов Матисса и Сезанна потеряли в цене на аукционах 48%, в то время как картины пейзажистов-романтиков Констебла и Тернера подорожали на 19%. Современное искусство и работы в стиле модерн подешевели на 2% и 8% соответственно. «Покупатели предметов искусства больше не готовы переплачивать, помня о глобальном кризисе 2008 года», — поясняют динамику в Knight Frank.
Коллекционируемый китайский фарфор также подешевел за год в среднем на 14%, свидетельствуют данные Knight Frank.
Стоимость антикварной мебели в 2016 году снизилась на 5%. Старинная мебель остается аутсайдером рынка люксовых товаров: за десять лет снижение цен составило 31%, в то время как по всем остальным категориям товаров за этот промежуток времени зафиксирован рост.
В среднем в портфеле инвестиций ультрахайнетов в мире доля предметов роскоши в 2016 году составляла 6%, у ультрахайнетов из России и стран СНГ — 5%.
В среднем по миру 37% богатых людей вкладывают средства в предметы роскоши. Самыми страстными коллекционерами являются ультрабогатые люди из Латинской Америки (46%) и Северной Америки (44%). В России и СНГ в роскошь инвестируют 33% ультрахайнетов.