Германия уже 40 лет коллекционирует произведения искусства. Картины и скульптуры, купленные в последние годы, можно просмотреть сейчас на выставке в Бонне.
Картина Томаса Кильпперса «Брандт-Гийом» в большом формате знакома едва ли не каждому немцу. Она базируется на знаменитой фотографии, на которой изображен бывший канцлер Вилли Брандт и его сотрудник Гюнтер Гийом. Личный референт канцлера нашептывает на ухо Брандту информацию по теме. Позже Гийома разоблачили как гэдээровского шпиона. Это стало одной из причин отставки Брандта в 1974 году. Символическое произведение искусства Томас Кильппер нацарапал на линолеуме, покрывавший пол бывшего Министерства госбезопасности (Штази). Сегодня эта работа висит в министерстве экономического сотрудничества, бывшем ведомстве канцлера в Бонне.
Искусство на тему немецкой истории
Полотно «Брандт-Гийом» является типичным для боннской выставки «Только здесь» ( «Nur hier»), которая проходит в Федеральном выставочном зале. Именно по инициативе канцлера Брандта в 70-х годах государство тоже начало собирать произведения искусства. С тех пор комиссия по закупке, состав которой каждые несколько лет менялся, собрал около 1500 работ. Известные кураторы, руководители музеев и другие знатоки искусства пополняли коллекцию по своим индивидуальным вкусам и не должны были подчиняться одной государственной установке.
Рассеяные по миру
Особенность этой выставки: объекты искусства хранятся на складах, в министерствах, немецких посольствах по всему миру и всевозможных общественных заведениях. Часть коллекции передана в аренду музеям в долгосрочное пользование. Закупочный бюджет художественной комиссии не является большим. На 5-летний период у неё в распоряжении лишь чуть более 2 миллионов евро. А это, учитывая бешеный взлет цен на рынке, чрезвычайно мало. Закупки осуществляют исключительно на ярмарках в Германии или за рубежом, в том числе для того, чтобы этим демонстрировать открытость и прозрачность. Помимо этого, такой шаг государства мотивирует граждан интересоваться искусством и коллекционированием. Некоторые жители бывшей ГДР занимаются филателией и фалеристикой. Особый интерес возникает к медалям и знакам За Отличие в Службе ВВ МВД России mir-faleristiki.ru/catalog/mvd-i-siloviki-znaki/znak-za-otlichie-v-sluzhbe-vv-mvd.html и других стран бывшего социалистического лагеря.
Однако Сузанна Кляйн из Федерального выставочного зала, которая является куратором нынешнего показа, считает, что в маленьком бюджете есть своя изюминка: «Маленький бюджет покупателей — это не недостаток, а скорее, наоборот, везение — это заставляет комиссию спускаться до низов и смотреть, что там происходит». Поэтому в коллекции не встретишь выдающиеся имена западногерманского послевоенного искусства. Если здесь и есть художники вроде Герхарда Рихтера, Георга Базелиц или Ансельма Кифера, то в маленьких работах, в основном на бумаге.
Жестких предписаний отбора объектов не существует. И все же члены закупочной комиссии, конечно, знают, для кого они покупают. Неудивительно, что многие работы посвящены истории Германии. Это не всегда так явно, как в картине «Брандт-Гийом». «Самым главным критерием выбора является не только современное значение работы, а потенциал вневременной значимости», — говорит Анне-Мари Бонне, член комиссии.
Заинтересованность историей — не редкость и среди современных художников. Эке Бонк, например, создал световую проекцию известного гэдээровского автомобиля «Трабант», лакированного густо-черной краской. В таком исполнении эта машина в бывшей Восточной Германии не встречалась. Это — олицетворение мечты и надежд многих граждан ГДР. А затемненные стекла символизируют силу немецкой коммунистической системы и ее спецслужб.
Впечатляет и работа Петера Резэла. На два старых телефонных столика он положил берлинские телефонные книги 1941 и 1945 годов. Самая актуальная из двух книг — минимум вдвое тоньше другой. Этой простой и в то же время мощный посыл Резэла, который привлекает внимание к страшным человеческим потерям во время Второй мировой войны.
Чувствительное обращение с искусством
В Бонне показана только маленькая частичка многогранной государственной коллекции, в которой нет определенного централизованного места дислокации. А каким образом художественные объекты попадают в немецкие дипломатические представительства? «Послы имеют свободный доступ к работам, если им что-то нравится, они могут вывешивать или выставлять их в своих зданиях», — объясняет Роза Шмитт-Нойбауэр, руководитель закупочной комиссии.
Конечно, не следует забывать об определенных критериях. В исламской стране, например, требуется крайне чувствительное обращение с зеленой краской. Работы, изображающие обнаженное женское тело, там также нельзя выставлять, рассказывает Шмитт-Нойбауэр. В каждом конкретном случае, когда речь идет о произведении для коллекции, надо проверять: с момента приобретения на выставке до размещения в общественном здании.