Мертвый груз успеха Савойя — один из самых успешных винных регионов во Франции: его вина пользуются спросом у массового, неразборчивого местного покупателя. Но легкая прибыль не всегда способствует производству великих вин, и те виноделы, которые стараются создать великие терруарные вина, зачастую чувствуют себя здесь в полном одиночестве.
Сама мысль кажется невероятной. Вино здесь, в горах? Здесь, где приходится прорубать в лесу просеки, чтобы было куда спускать лавины? Ведь винограду не просто нужна неделька-другая солнечного лета; ему нужна жара, от которой горит трава, выцветают заборные столбы, которая заставляет вас хорошенько подумать, прежде чем выйти на улицу в полдень. Здесь?
Да, здесь. Вспомните, какой эффект дает правильное расположение склона: лозы поднимаются вверх и тянутся к солнцу. Даже в более северных широтах солнце может весь день поливать прямыми лучами хорошо ориентированный склон, в результате жара в летний полдень становится испепеляющей. Когда такой виноградник сзади прикрывает гора, а на другом конце долины — еще одна, то температура может повыситься еще значительнее.
Виноделием здесь занимаются с давних пор (в Шиньене виноградники существовали уже в XI веке), а путешествовать по региону в старину было довольно сложно и занимало много времени. До появления телефонов и автомобилей эта горная долина была изолированным «королевством». Это причина несколько избыточной сложности савойских вин. Производство здесь небольшое (один только Корбьер производит в четыре раза больше, чем вся Савойя), и все же территория поделена на четыре АОС и один VDQS, где в общей сложности окружены заботой более 20 виноградников и свыше дюжины сортов винограда, как белого, так и красного. Благодаря долгой и медленной эволюции этого региона расцветшая здесь винодельческая культура своей сложностью и запутанностью напоминает лабиринт.
Существуют очень убедительные аргументы в пользу упрощения системы АОС в регионе, и если бы местные производители когда-либо столкнулись с необходимостью продавать свои вина по всему миру, им, безусловно, пришлось бы рассмотреть такую возможность. Но дело в том, что здесь производят так мало вин, причем только для местного рынка, что непостижимость их наименований для жителей других мест вряд ли имеет значение. Даже такой первоклассный производитель, как Мишель Кенар, продает более 80% своих вин в долину Роны и альпийские районы. Многим эти вина встретятся только единожды во время отпуска, и тогда свежесть, аромат фруктового сада, тона минеральных солей и вкус виноградного сока и орехов будет гораздо важнее, чем непроходимый темный лес их названий.